(812) 648-00-46
Санкт-Петербург, ул. 9-я Красноармейская, д. 11 лит. А

О саморегулируемых организациях

 

Главный вопрос: для чего создаётся некоммерческое партнёрство, для чего за ним выстраивается 100 предприятий и почему они хотят добиться статуса саморегулирования – для чего он им нужен?

Как известно, экономика стала рыночной, и способы управления меняются. Институт лицензирования – контроля за деятельностью предприятия со стороны государства – заменён на институт саморегулирования: специалисты (или предприятия, ведущие определённый вид деятельности) объединяются, сами выдают допуск (разрешение) на работу и сами отвечают за себя и своих партнёров субсидиарной ответственностью (дополнительной ответственностью компенсационного фонда, сформированным из взносов всех членов).

Государство, вместо контроля предприятий, контролирует СРО. То есть, одна из целей - управление финансовыми рисками, а другая, и, на наш взгляд, основная – минимализация производственных рисков.

И тут же приходят на ум штампы «Кадры решают всё».

На повестку дня выходят следующие вопросы:

1. Кадры, обучение (в итоге – сертификация персонала).

2. Нормативы. Стандарты – внутренние Законы жизни предприятия, которые оно само выпускает и соблюдает.

3. Безопасность. Управление производственными рисками. Поведенческий аудит на период аварийной ситуации (и её предупреждение).

Не зря органу специальной компетенции – Ростехнадзору поручили ведение государственного реестра. Значит – это важно!

4. В результате выполнения первых 3-х пунктов – качество услуг и товаров у потребителя должно возрасти.

Руководитель малого предприятия не в состоянии финансово решить все эти задачи. А объединившись в СРО? Возможно, для группы предприятий задача решаема.

При этом не следует забывать, что руководству СРО с персоналом партнёров надо решить сразу несколько задач:

1. Ещё в 2002 году в РФ законодательно в Трудовом Кодексе утверждено понятие «специального партнёрства» (СП), способствующее разрешению всех социальных конфликтов цивилизованно и на всех уровнях. Следовательно, не только персонал в СРО должен быть грамотным и аттестованным, но и Руководство СРО, заботясь о взаимоотношениях на предприятиях, должно проводить просветительскую социальную политику, направленную на то, чтобы предприятия партнёры вписывались в тарифные соглашения отраслевого уровня («трёхсторонние соглашения между государством, представителями профсоюзов и предпринимателей отрасли»).

2. «Кадры решают всё». Это актуально. Следовательно, становится вопрос о сертификации персонала.

Ростехнадзор ввёл в действие единую систему оценки соответствия на объектах, включающую в себя систему аттестации (сертификации) персонала.

Определяющими принципами квалификационных требований являются:

1. Обязательность квалификационных требований к трудовому коллективу предприятия.

2. Признание необходимости повышения квалификации (постоянная работа СРО на это направлена).

3. Введение в действие тренировочных занятий по повышению уровня безопасности и не допущению производственных аварий и минимализацию потерь в период аварий.

При этом работа СРО должна быть направлена на качество и безопасность. А эти вопросы решает, в первую очередь, персонал. Следовательно, становятся вопросы по сертификации персонала в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 17024:2003.

После решения вопросов с персоналом на повестку дня выходят внутренние Нормы и Стандарты. Вероятно, в каждой саморегулируемой организации при разработке Стандартов организации должен быть документ – руководство по качеству, определяющий, по сути, жизнь НП и его партнёров.

Организационная структура НП и документальные процессы должны быть увязаны между собой. Естественно, такие сложные процессы должны анализироваться руководством с целью искоренения «пробелом» и возможных неудобств в конкретной работе, а поэтому на основе анализа выполняются корректировки этого документа. Он должен быть «живой».

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «организация определяет необходимую компетенцию персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции» (п. 6.2.2.). По трудовому праву РФ должностное лицо (специалист) отвечает за то, что вменено ему в обязанность, поэтому в должностные инструкции должна быть введена обязанность конкретного должностного лица и предусмотрена мера ответственности за её неисполнение, а должностные инструкции обязательно введены в действие приказом по предприятию, и с ними ознакомлены должностные лица.

Это всё прописные истины, но мы никогда не добьемся грамотного управления, если каждая ячейка структуры (предприятия) не будет работать как звено системы, то есть одинаково. Одинаковые требования к качеству обеспечиваются, в том числе, и одинаковыми условиями регистрации (при нормативно-явочном характере регистрации). Но, на наш взгляд, это условие уже нарушено. Судите сами: главная неувязка - это «нестыковка сроков». Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» № 624 от 30.12.2009 г. выходит 30 декабря (он определяет виды работ, подлежащие саморегулированию). К этому времени зарегистрирована уже не одна саморегулируемая организация. Минимальные требования к допускам утверждены Правительством 03.02.2010 г. К этому времени выдано огромное количество допусков.

Вот и получается, что опять нет единого подхода (многие уже всё успели получить по старому классификатору, да и допуска выданы без учёта минимальных требований в десятках СРО).

Что касается безопасности, то подход управления рисками обсуждается в специальной литературе давно.

Если существует и известен источник опасности, то и подходить к его оценке надо системно.

 

04.03.2015 11:00